Шахматы в Балаково
О сайте Новости Расписание занятий Наши партнёры и меценаты Контакты

Наследницы Каиссы

30.11.2009

Французский поэт XIII века Ришар де Фурниваль сравнивал шахматные фигуры с небесными телами. Короля уподоблял Солнцу, ладью — Луне, слона — Юпитеру, коня — Марсу. Ферзь в те времена назывался «реньвьерж» — «девственная королева», в связи с чем роэт писал: «Преисполненный грации и обаяния образ реньвьерж побуждает сравнить ее с Венерой, но не могу представить себе эту богиню олицетворением девственности».

До конца XV столетия ферзь, или «королева», как его называли в большинстве стран Европы, занимал на шахматной доске весьма скромное место, перемещаясь на одно поле. В обоснование такого положения Джакопо Чессоле писал в своем трактате: «Не подобает королеве, словно пешке, ходить по всей доске. Ее женская слабость и скромность повелевают ей держаться вблизи короля, избегая сражений».

Ситуация коренным образом изменилась в конце XV столетия, когда произошла самая значительная в истории шахматной игры реформа, превратившая ферзя из малоподвижного королевского советника в грозного воителя, сеющего панику и разрушение в неприятельском стане. Современный французский историк Жак Шомра высказывает мнение, что существует неразрывная связь между «агрессивной трансформацией шахмат в ту эпоху и динамизмом, толкавшим европейцев к развитию глобального мореплавания».

Существуют, однако, и другие точки зрения по этому поводу.

Хотя история не сохранила каких-либо документов, свидетельствующих об особом интересе национальной героини Франции Жанны д'Арк (1412-—1431) к шахматам, не¬которые авторы считают, что именно ее подвиг дал толчок шахматной реформе. Они ссылаются, в частности, на то, что еще в 1429 году, то есть сразу же после появления Жанны д'Арк на тогдашней военно-политической авансцене, французская принцесса Кристин де Писар в поэме, прославляющей Орлеанскую деву, сравнивала ее с могучим шахматным ферзем. Приводится и такой довод: анонимная шахматная рукопись на латинском языке, в которой описывается ферзь в его новом качестве (она хранится в архиве университета Геттингена и известна как «Геттингенский манускрипт»), как недавно выяснилось, была написана во второй половине XV столетия в Лотарингии — на родине Жанны дАрк.

Разумеется, подобные доводы убеждают далеко не всех. В числе скептиков международный мастер Гарри Голомбек. В своей «Энциклопедии шахмат», вышедшей в Лондоне в 1977 году, он выражает уверенность, что дело обстояло гораздо проще: в XV—XVI столетиях значительно возросла роль королев в дворцовых интригах, а отсюда и расширение функций шахматного ферзя (королевы).

Вероятно, и эта «теория» найдет сторонников, кто черпает свои исторические познания преимущественно из романов Дюма-отца.

Для полноты картины следует привести и точку зрения арабского писателя XII столетия Ибн ал-Хабара, который подходил к вопросу, так сказать, с обратной стороны. Хабар порицал европейцев за то, что они «легкомысленно и неосторожно» переименовали ферзя (визиря) в королеву. «Это привело к тому, — утверждал писатель, — что королевы у них приобрели преувеличенное представление о своей особе и своей роли, стали заносчивыми и спесивыми и начали принимать все большее участие в дворцовых интригах».

А вот что ответил на это, правда с опозданием на несколько столетий, французский историк XVIII века Н. Фрерэ: «Неволя королевы более подходит к обычаям Востока и правам его женщин, чем к свободе француженок, а потому королеве Запада должна приличествовать полная свобода передвижения, дающая ей возможность высказываться с большей вескостью и энергией по сравнению со всеми прочими».

Число прочтений: 1894

Назад