Шахматы в Балаково
О сайте Новости Расписание занятий Наши партнёры и меценаты Контакты

"Турок" и другие


Немецкий писатель-романист Эрнс Теодор Амадей Гофман в 1814 году создал новеллу «Автомат», вошедшую в цикл «Серапионовых рассказов». «Автомат-прорицатель» Гофмана внешне выглядел точной копией знаменитого «Турка» — шахматного автомата, созданного талантливым венгерским механиком изобретателем Фаркашем Кемпеленом (более известным как Вольфганг фон Кемпелен, придворный советник австрийской императрицы Марии Терезии). Фантазией автора кемпеленовский «Турок» был преобразован в некоего властителя судеб, играющего фигурами-людьми на доске жизни.

Нужно сказать, что к тому времени о «Турке» было уже написано не менее двух десятков книг, причем некоторые авторы видели (или притворялись, что видели) в нем под-тверждение существования «необъяснимых», «сверхъестественных», «магических» и т. п. явлений . Между тем ларчик открывался если и не просто, то уж, во всяком случае, без участия каких бы то ни было потусторонних сил.

Возле комода длиной немного более метра, высотой 90 см и шириной 60 см восседала механическая фигура в человеческий рост, одетая в богатый турецкий наряд, с тюрбаном на голове, правая рука фигуры была вытянута вперед по поверхности комода, левая же лежала на подушке в согнутом положении. Перед «Турком» на комоде стояла шахматная доска. Две дверцы вели соответственно в большое и маленькое внутренние отделения. В малом отделении находились колеса, зубцы и цилиндры сложного механизма. Перед началом демонстрации изобретатель открывал дверцы, чтобы показать, что внутри никто не скрывается. Весь аппарат был установлен на роликах и передвигался по комнате, чтобы устранить подозрения по поводу возможности соединения нижней доски с полом. Как только кто-либо из присутствующих выражал желание сыграть с автоматом, демонстратор длинным ключом заводил механизм. Глаза «Турка», тотчас же устремлялись на доску, а затем он поднимал руку, цепко схватывал фигуру или пешку и переставлял ее на нужное поле. Как отмечал Г. Галле в уже упомянутой «Магии», «когда он дает царю шах, кланяется троекратно, а в рассуждении ферзя (при объявлении «гарде».— Авт.) кланяется дважды».

Когда Кампелену приходилось по требованию «царственных особ» посвящать их в тайну своего автомата, он разом открывал обе дверцы комода и... вместо колес, зубцов и цилиндров внутри оказывался живой человек, который сидел на низеньком движущемся табурете в довольно неудобном положении с карманными шахматами в руках.

Комод был устроен так, что при одной закрытой дверце (а обе сразу демонстратор никогда не открывал) находившийся внутри человек успевал спрятаться. Когда же дверцы закрывались, он вновь садился на свой табурет. Достаточно было двух-трех репетиций, чтобы отработать технику быстрых и бесшумных передвижений внутри автомата.

Ну а каким образом спрятанный внутри игрок узнавал о ходах противника?

Доска на комоде имела обратную сторону и внутри автомата на каждом из ее полей было приделано по маленькому чувствительному коромыслу. Фигуры же, которыми «Турок» якобы играл с противниками, были сильно намагничены. Наблюдая за движениями коромысел, спрятанный оператор без труда определял,, какая фигура перемещалась на доске и на какое поле, после чего воспроизводил сделанный противником ход на своих карманных шахматах. Затем он делал ответный ход, приводя в движение сложную систему рычагов и передач.

Среди здравомыслящей части зрителей, не склонной к мистике, по поводу «Турка» высказывались различные точки зрения: одни считали, что речь идет о настоящем автомате; другие полагали, что «Турок» управляется на расстоянии; наиболее подготовленные в научном отношении подозревали, что внутри аппарата скрывается человек, но где он прячется, как делает ходы и каким образом обнаруживает ходы противника, объяснить не могли. Лишь в конце 80-х годов XVIII века немецкий барон И. Ф. Рак-ниц взял на себя смелость опубликовать предполагаемую схему «Турка». Ему удалось проникнуть в две тайны автомата: определить, что рука механической фигуры приводится в движение с помощью пантографического устройства, и сообразить, что в автомате используется хитроумная система магнитов. Однако Ракниц ошибочно считал, что роль оператора в «Турке» может выполнять лишь карлик или маленький мальчик. Только в 1820 году, когда автомат находился уже во владении немецкого механика и музыканта Иоганна Непому-ка Мельцеля (изобретателя метронома), английский ученый Р. Уиллис доказал, что в нем может незаметно прятаться и взрослый человек. Таким образом, все загадки «Турка» получили вполне реалистические объяснения, однако в то время ни у кого еще не было полной уверенности, что эти объяснения соответствуют действительному положению вещей.

В 1827 году, когда Мель-цель гастролировал с «Турком» в Америке, двое подростков, забравшись на крышу соседнего дома, подглядели, как после представления из аппарата вышел оператор, однако, когда сообщение об этом появилось в печати, публика решила, что Мельцель сам распространил его... с целью рекламы.

В 1834 году один из операторов «Турка» Жан-Франсуа Мурэ, страдавший неизлечимым алкоголизмом, продал все его секреты парижским газетчикам, чтобы приобрести немного денег для удовлетворения своей пагубной страсти. Однако, вследствие несовершенства тогдашних средств связи, эти сведения, видимо, не дошли до Америки. И лишь знаменитая статья Эдгара По «Игрок в шахматы Мельцеля», написанная два года спустя, на-несла «Турку» смертельный удар, хотя, строго говоря, статья эта почти ничего не содержала нового и ошибочно трактовала многое из того, что уже получило ранее правильное освещение на страницах печати.

После смерти Мельцеля в 1838 году «Турок» попал в Китайский музей Филадельфии, где в 1854 году стал жертвой пожара.

При Кемпелене, умершем в 1804 году, «Турок» демонстрировался довольно редко, и, хотя проиграл партии великому Филидору и двум его ученикам (Бернару и Вердони), все же проявил свою шахматную силу достаточно убедительно. Кто выступал в то время в роли оператора, осталось невыясненным. При Мельцеле же эту роль выполняли в разное время И. Альгайер (он играл в 1809 году с Наполеоном и, когда французский император в третий раз умышленно сделал неправильный ход, гневно сбросил фигуры с доски), А. Александер, Ж. Бонкур, В. Шлюмбергер, У. Льюис и уже упоминавшийся Ж.-Ф. Мурэ (внучатый племянник Филидора, одно время занимавший должность шахматного наставника при наследнике французского престола).

Сам Кемпелен относился к «Турку», как к простой забаве, придавая гораздо большее значение другим своим изобретениям (паровой рычаг, пишущий прибор для слепых, говорящая кукла и т. д.), а также литературным произведениям (например, трагедии «Персей и Андромеда»).

Однако прославил его именно шахматный автомат, воспетый во многих произведениях литературы и искусства — от водевиля «Игрок в шахматы», поставленного в 1801 году в Париже, до кинофильма под тем же названием, созданного в 1938 году французским режиссером Жаном Ореви.

Число прочтений: 1968

Назад