Шахматы в Балаково
О сайте Новости Расписание занятий Наши партнёры и меценаты Контакты

Каисса и святые отцы


Одним из первых русских печатных изданий, где упоминались шахматы, был «Лицевой букварь» монаха московского Чудова монастыря Кариона Истомина, издававшийся в 1694 и 1696 годах. В нем каждая буква изображалась в «лицах» (отсюда название) и сопровождалась одним или несколькими рисунками с краткими комментариями к ним. В числе иллюстраций к букве «Ш» была изображена шахматная доска с надписью «шахматы». Впрочем, отдав дань популярности игры, благочестивый автор (в полном соответствии с церковной традицией) предостерегал читателей против чрезмерного увлечения ею и призывал посвящать свое свободное время более богоугодным занятиям.

В игре Шахматов не велми считайся Без того можно имети забаву Токмо все твори на божию славу.

Впрочем, в этот период, когда на российском престоле восседал страстный любитель шахмат Петр I, игра начала приобретать сторонников и среди духовенства. Частым шахматным партнером царя был, к примеру, придворный священник Иван Хрисанфович (поп Битка), а новгородский архиепископ Феодосии (в миру Франциск) Яновский (одно время занимавший пост вице-президента Синода) в своем служении Каиссе даже, види-мо, несколько переусердствовал. Об одной из устроенных им в Москве ассамблей казанский митрополит Силь-вестр Холмский с возмущением писал:

«Он же, Францышка, будучи в Москве, оставя церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самлеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал... Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать».

Число прочтений: 1615

Назад