Шахматы в Балаково
О сайте Новости Расписание занятий Наши партнёры и меценаты Контакты

Каисса и святые отцы


Интересный эпизод, относящийся к теме «Церковь и шахматы», приводится в книге известного итальянского шахматиста Алессандро Сальвио (ок. 1570 — ок. 1640), посвященной его еще более знаменитому соотечественнику Леонардо де Кутри, который жил несколькими десятилетиями раньше. «Каноническим законом подтверждено, — писал Сальвио, — что папским писцам в Ватикане разрешается играть в шахматы и что если в ходе игры возникает ссора и один из играющих убьет другого, то этот поступок должен рассматриваться как непредумышленное убийство при смягчающих обстоятельствах. Ибо, хотя шахматы и являются мудрейшей из всех существующих игр, ни в одной другой игре проигрыш не сопряжен со столь мучительными переживаниями, а потому, если проигравший и теряет над собой контроль, к нему следует отнестись со всяческим снисхождением».

Священниками были многие крупнейшие шахматисты своего времени и до Сальвио и после него, — от уже упоминавшегося Руи де Сегура Лопеса до современного американского гроссмейстера Уильяма Ломбарди. Правда, Ломбарди сменил профессию священника на работу страхового агента. «В наше время, — заявил он, — люди гораздо больше заботятся в своем бренном теле, чем о спасении своей души. А по-скольку я, к сожалению, не составляю исключения из этого общего правила, меня и протянуло туда, где больше платят».

К той же категории принадлежит один из сильнейших британских шахматистов 50— 70-х годов XIX столетия пастор Джон Оуэн и современник Сальвио, Пьетро Каррера (1573—1647). Последний в своей книге «Игра в шахматы» (1617), в частности, приводил такой довод в пользу описываемого им занятия: «У того, кто проводит досуг за 64-клеточной дойкой, — поучал падре Каррера,— больше возможностей сохранить добродетель, ибо у него остается меньше времени для посещения женщин легкого поведения».

Сам Каррера, однако, отнюдь не был образцом добродетели. По свидетельству историков, он не гнушался ис-пользовать тайну исповеди для получения порочащих сведений о ненавистном ему Сальвио (взаимоотношения двух маэстро были далеки от постулатов христианской морали и норм элементарной этики), которые затем раз-глашал в своих проповедях.

Число прочтений: 1744

Назад